Сложно быть фанатом какой-либо
игры-вселенной и одновременно оставаться автором. Объективности – ни на
молекулярную массу. Здравомыслия не больше, чем у впавшего в ярость
крогана. А желания приукрасить не меньше, чем у торгаша-батарианца на
блошином рынке Омеги. Такому покажи звездолет – и он начинает
пританцовывать от нетерпения. Ему говоришь: «Упростили, убрали» - а он
отмахивается и уже ёрзает в кресле пилота. «Да они даже графику не
подтянули!» - кричишь в след устремляющемуся ввысь кораблю, а ему всё
равно. Он уже мыслями там, в галактике. Исследует иные миры, вершит
правосудие и крутит любовь с инопланетянками. Поэтому нам пришлось
отобрать право написания обзора у Виталия Казунова, и отправить во
вселенную Mass Effect 2 двух непредвзятых агентов, которые были совсем
не в восторге от первой части. Их-то подкупить гораздо сложнее…
Донесение
старшего уполномоченного спектра Тутевича
У первой части Mass
Effect было, откровенно говоря, всего два основных достоинства. Это
незаезженный (в ролевом жанре) научно-фантастический сеттинг и
великолепные диалоги. Первое достоинство оказалось весьма сомнительным:
сказки про Древнюю Мудрую расу, бравого широкоплечего героя и дежурное
спасение галактики вот уже полвека нам разве что бабушки не
рассказывают. Да и потрясающий дизайн из минималистичных серых коридоров
с прямыми углами заставил некоторых людей бросить прохождение игры уже
на пятом часу. С диагнозом «клаустрофобия». Зато когда ваш
собственноручно созданный командор Шепард гневно размахивал руками,
тыкал стволы под нос оторопевшим пришельцам и находил ласку в объятиях
синекожей инопланетянки, вживание в роль становилось практически
стопроцентным.
Герои нужны всем. Но лишь
в военное время. Гордость человечества, спаситель галактики и большой
поклонник любвеобильных асари после известных событий начинает сильно
мозолить глаза главам Альянса. Администрация тыкает жирным пальцем в
звездные карты и возвышенным отеческим голосом говорит о важности новой
миссии. Шепард жмёт плечами, кивает спутникам и под облегченный вздох
чиновника выходит из кабинета. У безымянного астероида гигантский
корабль странных форм разносит гордость человеческого флота,
«Нормандию», на субатомы единственным залпом. В процессе спасения
команды у Шепарда получается то, что герои умеют лучше всего –
героически же погибнуть. Публика в шоке, поклонницы в слезах, фанаты
впадают в Кровавое Бешенство. Рано.
Помните организацию «Цербер»?
Да-да, те самые парни, что вводили ядовитую слюну в вены пленным,
продвигали идею геноцида всех нечеловеческих рас и устранили адмирала
Кахоку за слишком длинный язык. Ксенофобы, садисты и фанатики. Они вас
оживили. Потратили миллиарды кредитов, два года ковырялись в обугленных
внутренностях, склеивали клетку за клеткой, собрали лучших ученых, но
восстановили Шепарда. «Нам не нужен был клон, мы хотели воссоздать
именно оригинал со всеми твоими привычками», - сказала руководитель
проекта.
Таинственный Призрак (Illusive Man), глава «Цербера» -
один из немногих, кто знает о настоящей угрозе, о Жнецах (Reapers),
уничтожающих разумную жизнь в галактике каждые 50 тыс. лет. И он желает
видеть героя человечества живым и действующим. Все остальные предпочли
благополучно забыть о ктулхуобразном корабле, уничтожившем половину
флота Альянса и едва не разрушившим Цитадель. «Геты, - говорит
правительство, - это был просто корабль полоумных гетов». «Идиоты»,
- привычно подумает Шепард, вспоминая первую часть и троицу упёртых
остолопов из правительства.
Рапорт штатного соглядатая Шкредова
У
сюжетной линии игры ровно один недостаток - большая её часть
развивается где-то вдалеке от Шепарда. С командором то и дело выходит на
связь Призрак и сообщает цели задания. В остальное же время герой
занимается сбором «команды лучших из лучших» для некой «самоубийственной
операции». В галактике неспокойно, какие-то таинственные Коллекционеры
(Collectors) в хитиновых скафандрах опустошают людские колонии.
Приходится много летать по планетам, расследовать, искать ответы на
вопросы, напоминать о себе (два года человек-легенда провел в
разобранном состоянии). Постановочные ролики космических и планетарных
сражений заставят вас забыть про существование Star Wars и Star Trek,
зато заставят вспомнить давно забытые сны, сотканные подсознанием после
прочтения книг Хайнлайна и Азимова.
Сильно изменилась и
атмосфера приключения. Если в первой части опасность для всей вселенной
была явной, действия Спектра не подвергались сомнениям, то трудности
исчезающих жителей отдалённых людских колоний мало кого волнуют. К
«Церберу» отношение у многих рас крайне негативное (причин для ненависти
предостаточно), и не все согласны верить в «призрачную угрозу». Даже
некоторые знакомые Шепарда считают, что он предал идеи Альянса. Что ему
ярко и импульсивно демонстрируют.
Миссии в большинстве своём
сводятся к стрельбе, но в однообразии и скуке их обвинить нельзя. Шепард
с боем прорывается через охваченные чумой районы космической станции
Омега, оказывается запертым на корабле-тюрьме и пробирается по
разрушенной лаборатории. Игра не перестаёт удивлять на протяжении всего
приключения, постоянно предлагает что-то новое. Сюжетных заданий стало
значительно больше, но и про разнообразие разработчики не забыли.
В
оригинале необязательные поручения были излишне однотипны и
предсказуемы. Эту оплошность Bioware устранила полностью. Остались
привычные зачистки баз наёмников, но есть и неординарная работёнка. К
примеру, уничтожить трёх здоровенных роботов, пока те не разнесли ценный
груз. Да и прогулка по висящим над пропастью останкам космического
корабля заставляет понервничать. Некоторые операции заканчивают
банальной благодарностью по электронной почте, другие делятся на
несколько этапов. Поэтому любители мчаться напролом рискуют пропустить
много интересного.
Донесение старшего уполномоченного спектра
Тутевича
А теперь соль земли, надежда галактики, жалкие нытики –
наши напарники. Как вы помните, в предыдущей части один из вашей команды
пожертвовал собой, ещё один - крошка Рэкс - мог пойти на корм
инопланетным рыбам, если ваш язык оказался недостаточно гибким, а палец
Эшли на курке - слишком нервным. Короче говоря, из нашей старой шестёрки
вернутся только двое. Какие, догадаетесь сами. Оставшиеся девять (или
восемь, если вы не подключили игру к сети Цербер и не скачали бесплатные
дополнения) - новички.
Команда подобралась на
редкость пёстрая. Учёные, наёмные убийцы, мстители-одиночки, жертвы
экспериментов, олицетворения закона – вам понравится. Собирать наших
товарищей будем по самым злачным местам галактики, где ж еще могут
пребывать столь неординарные личности.
Отличить героя можно по
зуду в заднице, который не даёт ему (ей) сидеть на месте и заставляет
постоянно влезать в неприятности, из которых мы и будем их вытаскивать.
Каждый поход за новым воином справедливости – это большое, интересное
приключение. Причём, походя, вы можете выполнить ещё и кучу мелких.
Отравить бармена-нациста, помочь старой знакомой, перестрелять вороватых
обезьянок из гранатомёта. Скучать не будете.
Первоначальная
формулировка задания может резко уйти ханару под щупальце в процессе
выполнения. К примеру, ваш потенциальный рекрут, едва вырвавшись из
объятий принудительного анабиоза, помчится превращать помещения одной из
опаснейших тюрем в живописные руины и ругаться отменным матом. А
начальник той самой тюрьмы плюнет и решит сказочно разбогатеть, сдав
Шепарда неким личностям. И вот тут управление передают нам…
И
даже собрав полноценную Команду Мечты рано расслабляться. Оказывается,
под их бесстрастными зелёными мордами прячется куча эмоций, а скрытое
под татуировками сердце до сих пор болит. В общем, Шепард надевает очки
для солидности и начинает выслушивать истории своих напарников о тяжелом
прошлом.
Многие сильно жалуются на этот момент (мол, меньше
слов, больше дела!), но мы не будем. Почему? Ну, во-первых, это
интересно и познавательно, поскольку герои получились гораздо более
живыми и яркими, чем в первой части, а диалоги - это не бесстрастный
интерфейс Шепарда на фоне серой стены подвала, а постановочные сценки с
живой работой камеры. Во-вторых, после долгого копошения в ментальных
внутренностях напарника тот наконец-то пускает слезу и выдаёт нам то,
для чего мы всё это делаем – задание. А это ещё пачка миссий, тоже
весьма интересных, по выполнении которых у героя падет с грохотом камень
с души, и он начинает лучше сражаться. То есть у него открывается
эксклюзивный навык.
Да, и ещё. Как вы
помните, в первой части можно было замутить отношения с солдатом-в-юбке
Эшли либо страдающим мигренью биотиком – Алёнкой по фамилии Кайден.
Плюс, бисексуальная синекожая девушка-ботаник Ллиара. Тот ещё выбор,
честно говоря… Во второй у нас аж по три претендента на звание спутника
жизни главного героя на каждый пол. Есть, где развернуться, блеснуть
этикетом и белозубой улыбкой, разбить сердце и узнать последствия
межрасовых браков.
Также (та-дам) мы можем закрутить роман с
Тали. И не говорите, что не хотели в первой части сдернуть с нее
противогаз, чтобы посмотреть в лучистые глаза-фонарики.
Рапорт
штатного соглядатая Шкредова
Не подвели и актёры, ответственные
за оживление участников этой космической оперы. Среди звездного состава
выделяется Мартин Шин, превосходно исполнивший роль Призрака –
хладнокровный человек-загадка, готовый добиваться цели любыми путями.
Снова с нами пилот Джокер (Сет Грин), полностью оправдывающий своё
прозвище, и с мнением которого обязательно стоит знакомиться после
завершения очередной сюжетной миссии. Свежая порция шуток гарантирована.
Из других обитателей корабля нельзя не отметить искусственный интеллект
СУЗИ (EDI) в исполнении Тришии Хелфер (звезда сериала Battlestar:
Galactica, давно привыкшая озвучивать кибернетических героев) с
характером угодливой стервочки.
Лицевая анимация и мимика
оставляют далеко позади не только конкурентов по ролевому жанру, но и
многие приключенческие боевики. Никуда не делась и великолепная
диалоговая система, где нет надобности вчитываться в длинные реплики, а
герой не походит на деревянного, молчаливого идола. Игрок определяет
характер ответа («Уйдите!»), а Шепард развивает идею, морща
брови и размахивая руками («А не пошли бы вы на…»). Действующие
лица во время разговоров активно жестикулируют, не стоят на месте,
превращая банальные диалоги в увлекательное представление.
Никуда не делись и
моральные выборы, с которыми Шепард сталкивается в процессе выполнения
заданий. Уничтожить опасных роботов или направить их на путь истинный,
переписав программу? Убить предателя на месте или пусть им занимается
Совет? Придать огласке информацию о грязных делишках «Цербера» или
оставить её для себя? Поставленной задачи герой всё равно добьется, вот
только методы будут сильно отличаться. В зависимости от поступков
заполняется шкала Героя или Отступника, а в диалогах открываются новые
опции в соответствии со сформированным вами моральным портретом
командора.
Донесение старшего уполномоченного спектра Тутевича
Как
и раньше мы можем превратить нашего экс-спектра в образец для
подражания, либо в сурового и беспринципного вояку. Выбор за вами. С
Героем всё ясно: переводи старушек через нуль-пространственные переходы,
снимай котят с элкоров и не груби турианцам. С Отступником ситуация
несколько интереснее. Делаем то же самое, только наоборот, и получаем в
наши руки визуальное воплощение Зла. Внедрённые имплантаты от
отрицательных эмоций начинают лезть наружу, оставляя на лице шрамы, а
глаза постепенно приобретают устойчивый красный цвет. В темноте выглядит
просто потрясающе. Хочется передёрнуть затвором дробовика, медленно
повернуться и сказать: «Если хочешь жить – идём со мной».
Правда, если вы считаете, что шрамы портят вашего Шепарда, то можете
заказать пристройку к медицинскому отсеку, и пылающие красным рубцы
больше никогда не выдадут ваше мировоззрение.
Плюс бонус. Во
время многих сюжетных сценок или разговоров на экране появляются
изображения пиктограмм с синими крылышками или красной звездой.
Попробуйте нажать, будет весело. Отступники превращают достоинство
наёмников в яичницу, втыкают шокеры в спину вражеским механикам и
взрывают бочку с горючим под делегацией кроганов. Герои же старательно
ограждают других от опрометчивых поступков.
И вот теперь перед нами,
друзья, стоит дилемма – называть ли Mass Effect 2 по-прежнему ролевой
игрой? И без того не слишком развитые ролевые атрибуты первой части ко
второй и вовсе вылились в жалкие три-четыре прокачиваемых навыка на
персонажа, плюс парочка пассивных. С другой стороны сюжетная
составляющая игры стала настолько близка к монстрам жанра, а диалоговая
настолько их превосходит, что обозвать проект «шутером с элементами» не
поворачивается язык. Да, многое упростили, но пресловутый «отыгрыш роли»
тут есть, и еще какой. Потому что наш герой теперь соответственно
манере разговора расхаживает нервно по комнате, угрожающе смотрит в
морду качающему права батариану, а при случае хорошо поставленным ударом
прерывает монолог противника. И всё это – только по вашему велению.
Во
всём остальном у нас чистый Ghost
Recon: Advanced Warfighter. Позиционная война с отдачей приказов
верным напарникам, навыки которых стали гораздо более разнообразными и
полезными, а серое вещество - чуть более плотным. Но не намного.
По-прежнему упираются носом в стенку, несутся на ревущего крогана и,
отправленные приказом в определённую точку, под проливным огнём
противника внимательно изучают её на предмет неопознанных пятен и
встроенных удобств. После чего под восторженное улюлюканье противника и
мат игрока благополучно складываются бездыханной кучкой. Впрочем, это
касается максимальных режимов сложности, на низких Миранда вполне может
самостоятельно станцевать зажигательный танец среди членов банды
«Кровавая стая». Даром что из брони у неё сильно обтягивающий белый
костюм, сапожки на высоком каблуке да плотоядный взгляд Шепрада из-за
ближайшего укрытия.
Рапорт штатного соглядатая Шкредова
Самое
значимое изменение в боевой системе – введение патронов. Оружие больше
не перегревается, но и не обладает бесконечным боезапасом. Благодаря
этому необходимо постоянно комбинировать пушки, экономить заряды,
выбирать наиболее подходящий момент для стрельбы. Управление стало более
удобным, почти как в Gears
of War, а тактическая пауза позволяет спокойно раздавать приказы
напарникам, куда двигаться, кого атаковать, какую способность
активировать. Но, чтобы прочувствовать всю прелесть боевой системы,
рекомендуем начинать сразу с предпоследнего уровня сложности. Иначе
получится просто шутер от третьего лица, многие нюансы пройдут мимо.
Значительно расширился
набор неприятелей. Наемники, роботы, инопланетная живность – вне
зависимости от происхождения враги оказывают ожесточённое сопротивление,
постоянно двигаются, обходят спрятавшегося за укрытием Шепарда,
прикрывают друг друга. Механические создания медленно идут напролом, на
средних дистанциях снуют автоматчики, из-за угла выныривает
бронированный кроган с дробовиков наперевес, появляется вражеский биотик
с паранормальными возможностями. Да и количество врагов сильно
возросло. Поэтому сражаешься с энтузиазмом таракана, оказавшегося на
раскаленной сковородке, переводя дух в моменты затишья.
После
воскрешения Шепард утратил былую форму и вынужден развиваться заново.
Всего на выбор представлено шесть классов. У каждого свой набор из
навыков и, соответственно, уникальный стиль ведения боя. Причем, каждый
навык при максимальном развитии предлагает на выбор одну из двух
пассивных способностей. Опыт выдаётся только за выполнение заданий,
отстрел противников никак не премируется. Поэтому прокачать всё не
удастся.
Любители копаться в куче полезного и не очень барахла, а
также проводить время, подбирая самую лучшую броню, будут сильно
разочарованы. Разновидностей пистолетов, штурмовых винтовок, дробовиков,
гранатомётов - очень мало. Нет, характеристики орудий различаются -
одни за пару выстрелов снимают энергетический барьер, но против
физической брони не годятся; другие эффективны лишь против плоти. Однако
добрых пол игры герой рискует проходить с неизменным набором средств
борьбы за выживание, радуясь любой находке.
Видов брони тоже крайне
мало, причём, менять её умеет только Шепард. Остальные ограничиваются
парочкой «шкурок», никак не влияющих на боевые характеристики. Также
испарилась возможность встраивать в предметы экипировки модули,
усиливающие или добавляющие разные характеристики. Зато появились
апгрейды (на оружие, броню, корабль). Они проводятся в научном отсеке
корабля по найденным схемам за собранные на планетах ресурсы.
Относиться
к поездкам на вездеходе «Мако» в Mass Effect можно было как угодно, но
такие путешествия по поверхностям планет и астероидов позволяли
действительно проникнуться духом свободы и одиночества, не просто
прочитать выдержку из энциклопедии «на Луне нет атмосферы», а высадится
на ней, увидеть эти безжизненные холмы, зайти в центр кратера, задрать
голову и помахать рукой голубому шарику Земли. А потом снова забраться и
машину и колесить до одури, впитывая волшебную атмосферу. Убрали. Также
убрали лифты, долгие поездки на которых сильно раздражали игроков.
Поэтому космос в Mass Effect 2 – это просто последовательность локаций.
Даже «Нормандию» умудрились разбить на четыре крохотные секции, из-за
чего напрочь пропадает ощущение целостности. На PC то с этим еще можно
мириться. Щелкнул пальцами, и ты на месте. На Xbox 360 даже в случае
установки игры на жесткий диск приходится ждать непозволительно долго.
Исследование
планет теперь – надоедливое прощупывание зондом их шарика в поисках
ископаемых и аномалий (верный признак дополнительной миссии). Поэтому
елозить приходится много, если хочется дорогостоящих апгрейдов и новых
приключений. Зато весьма удачно переделали процесс взлома замков и
охранных систем – теперь это увлекательные мини-игры на сноровку и
наблюдательность.
Самым явным отличием графики между первой и
второй частью на Xbox 360 стало… отсутствие тормозов. В остальном всё то
же самое: пластилиновые волосы, грубые тени, грязноватые поверхности.
Текстуры не подгружаются на ходу – и на том спасибо.
Зато качество
оформительской работы значительно возросло. Персонажи всё также
детализированы, но локации стали много, много красивее и разнообразнее
(хоть и страдают от скудного убранства и повсеместных ящиков). Будь то
роскошные залы Цитадели, потрясающие своим величием небоскрёбы с
Иллиума, руины столицы Кроганов, внутренности огромного корабля
Коллекционеров. Вам хотелось посетить знаменитый кварианский флот? В
Mass Effect 2 эта мечта воплощается в жизнь! Даже необаятельные уровни
не страдают от однотипности: тут и яркие зеленые пальмы, и серые военные
комплексы, и угрюмые шахты. Гигантский скачок вперед по сравнению с
клонированными постройками и ландшафтами первой части.
Diagnosis
Великолепная
игра. Яркая, не совсем ролевая, но с увлекательнейшей, затягивающей
историей, колоритными персонажами и сильным потенциалом к
перепрохождению… обеих частей, поскольку ключевые решения в Mass Effect
не сильно, но влияют на события в Mass Effect 2. Психологически сильный
момент: не просто увидеть физиономию знакомого Шепарда, а время от
времени натыкаться на упоминания о совершенных давным-давно поступках.
Каждый
разговор заставляет с интересом наблюдать за разворачивающимся
представлением, а новая система интерактивных сценок добавляет азарта.
Перед Шепардом открываются ранее неведомые грани этой жестокой
вселенной. Задания, как основные, так и побочные, не устают преподносить
сюрпризы. Реализации перестрелок позавидует иной тактический шутер. К
сожалению, многие ролевые элементы были либо упрощены, либо упразднены. С
одной стороны не надо отвлекаться на посторонние дела. А с другой -
Mass Effect 2 стал походить больше на приключенческий боевик с
продвинутой системой диалогов, нежели на ролевую игру. Учитывая качество
исполнения проекта, на это запросто закрываешь глаза, играешь и
постоянно получаешь яркие, незабываемые впечатления. Но становится
немного боязно за третью часть. Как бы она не превратилась в
какой-нибудь Gears Effect: Mass of Duty, если Bioware сохранит вектор
развития сериала.
Pro:
- Уникальные
персонажи, каждый со своим мировоззрением
- Превосходная актёрская
работа
- Потрясающая постановка основных сюжетных моментов
- Интересные,
досконально проработанные сюжетные задания
- Разнообразные
побочные задания
- Непревзойдённая система диалогов
- Возможность
совершать хорошие/плохие поступки прямо во время интерактивных сцен
- Проработанная
боевая механика, превращающая сражения в увлекательный тактический
шутер
- Шесть классов, каждый со своим стилем ведения боя
- Удобный
и интуитивный интерфейс
- Новые забавные мини-игры по вскрытию
замков
- Детализированные до последней мелочи ворсинки модели
персонажей
- Изумительный дизайн локаций
Contra:
- Мало
видов оружия и брони
- Отсутствие возможности «одевать»
напарников
- Процесс сканирования планет быстро приедается
- Теперь
вся игра, это последовательность локаций, разделенных экранами
загрузки. Пропало ощущение целостности и масштаба
- Долгие
загрузки на Xbox 360
Над
материалом работали:
Михаил Шкредов
Александр
Тутевич