Пока страшные пираты дышали перегаром
рома на испуганных колонистов Нового Света, джентльмены в белых
перчатках совершенно официально грабили африканское побережье, Аравию,
Индостан и Малайзию. Богатства Востока поражали воображение нищих
европейцев. Торговцы и военные возвращались в метрополию с солидной
прибавкой к пенсиону, обеспечивая материальное благополучие целым
поколениям. В накоплении капитала ведущая роль принадлежала первым
корпорациям – Ост-Индским компаниям. Дания, Голландия, Швеция, Англия,
Франция, Испания, Португалия, Священная Римская империя – все морские
державы хотят дармовых специй, фарфора и шелка, обожают дешевую
слоновую кость, шкуры и кожи, готовы брать ценные породы древесины по
бросовым ценам, пить бесплатный чай, в конце концов, не откажутся и от
меди, золота и алмазов.
За дефицитными товарами в этой
стратегии отправятся сначала маленькие флотилии, а затем огромные
торговые караваны. Шхуны, шлюпы, яхты, бриги, фрегаты, линейные
корабли, галеоны, транспорты – игроку только остается выбрать основной
профиль его собственной Ост-Индской компании, наметить пару маршрутов и
постепенно подобрать новые корабли в эскадры по пять штук. Каперство?
Быстроходный и маневренный флот к вашим услугам. Торговля?
Вместительные трюмы проглотят все товары на рынке. Военные экспедиции?
Тогда вместо инструментов и серебра из столицы повезут солдат и пушки.
Мало
захватить колонию или набить трюмы дешевой экзотикой, нужно еще
защититься от конкурентов. Укрепить форт, построить казармы, заложить
пару быстроходных бригов и нанять абордажную команду. Сухопутные
сражения игроку недоступны – при штурме или защите городов расчет
потерь производится автоматически. Точно также можно поступить и в
морских баталиях, но лучше отправится на мостик лично – зрелище едва ли
уступает Empire Total War.
Военная
агрессия против туземцев – это главный инструмент грабежа. Почему? В
захваченных городах цены ниже. Соответственно, прибыль растет на десять
и более процентов. Новый губернатор, получив средства и материалы для
строительства нового рынка, сделает еще более внушительную скидку. Все
для уважаемой и богатой компании, всегда готовой брать дешевле, а
продавать дороже. Главный рынок – родная страна и ближайшие европейские
соседи. Правда, никто не хочет пускать к себе прямого конкурента.
Развернуться
спекулянтам мешают монархи и парламенты, намертво закрывающие свои
рынки от чужих товаров. Только через прошение к властной персоне можно
продать завалявшиеся на складах алмазы, шкуры и фарфор. Естественно,
также надежно защищен и отечественный потребитель.
За нехитрой
дипломатией скрываются далеко идущие планы. Хороший торговец всегда
готов подружиться с новыми партнерами, но редкий союз выгоден обеим
сторонам. Чужие товары сбивают цены на внутреннем рынке и снижают
прибыльность собственных караванов, а каперство наносит прямой вред
капиталу. Торговые войны все же предпочтительнее войн обычных, которые,
как правило, приносят сплошные убытки, а выигранные спорные территории
редко окупают потраченные ресурсы. Виновато количество конкурентов.
Пока разбираешься с одним или двумя, к ослабленным колониям начнут
присматриваться остальные.
Торговые
спекуляции, военные экспедиции и пиратство разбавлены стандартными
приказами с заданиями. Желания королевских величеств практически
полностью совпадают с обязанностями игрока: захватывать чужие города,
укреплять гарнизоны, наращивать флот, топить конкурентов и привозить в
метрополию больше товаров. За пределами данного списка в игре делать
совершенно нечего. Через какое-то время, вдоволь натешив собственную
алчность, становится скучно. Скучно проходят и зрелищные сражения.
Большей частью исход баталии решает перевес в пушках и отсутствие
ошибок при маневрах. Плавающие крепости задолго до сближения оставляют
друг от друга обрывки канатов и покореженные доски. Ну, и конечно не
хватает хоть какого-то скрепляющего раствора в виде мало-мальски
внятного сюжета. Тема же богатейшая.
Diagnosis
Увы, но
«Ост-Индийская компания» не выходит за стандартные границы
торгово-пиратского жанра. Шаблонные задания, скучный алгоритм захвата
рынков, медленные сражения лишены интересной интриги и собственной
изюминки, способной надолго удержать внимание игрока.
Pro:
- Зрелищные морские сражения
Contra:
- Практически нет своих идей по развитию «пиратского» жанра
- Нет интересных заданий для капитанов