Непроглядный мрак, слабый лучик фонарика,
пугающие тени от полуразложившихся предметов и непременно пустынный
островок. Некогда живой, а ныне ставший пристанищем для оголодавших
толп нежити с непонятными намерениями. Классический рецепт, необычная
подача и пока единственная отрада для поклонников японских «ужастиков»
в этом поколении консолей. Формально Siren: Blood Curse — это римейк
первой части жутковатой дилогии Forbidden Siren на PS2. Однако на деле
получилось переосмысление: основу сохранили, а все остальное
значительно доработали и переделали, включая управление, графику,
физику, звук, сюжет и персонажей. Но главное, что отличает Siren от
предшественниц — это способ доставки.
Siren Blood Curse в
Европе и США можно приобрести только через PSN. Стоимость полной игры
составляет 995 рублей (или $40), и на жестком диске она в результате
занимает 9,3 ГБ. Размер серьезный, но скачивать его за один присест не
надо. Для удобства вся игра разбита на 12 частей-эпизодов. У каждого
есть свое начало и конец, обязательно показывают нарезку «в предыдущих
сериях» и соблазняют будущими злоключениями героев. Прошел один эпизод,
перевел дух — и сразу же лезешь в PSN за следующей порцией адреналина.
Что-что, а сюрпризы Siren преподносить умеет. Никогда не угадаешь, что
эти страшные люди из Japan Studio приготовят в следующий раз. С них
станется и с голыми руками выпустить игрока против оравы зомби.
Представляете: никакого оружия, вообще. Лишь скрытность и хитрость в
качестве единственного способа выживания.
Siren
— это не еще одна страшилка про инвалида с фонариком и свихнувшуюся
камеру. Управление отзывчивое, камера твердо смотрит в спину героя,
легко перелетает в глаза и обратно, а устранение противников при
наличии оружия превращается в простую задачу — пусть и несколько
неприятную на вид, поскольку разработчики о каких-то там возрастных
рейтингах не вспоминали, когда придумывали чуть ли не каждому из 50-ти
средств успокоения нежити какой-нибудь особо циничный и жестокий способ
добивания. Бензопила дядюшки Маркуса из Gears of War — ничто по
сравнению с местной тяпкой или видеокамерой. Литры крови, хруст костей,
утробный вой и (knowhow!) возможность посмотреть глазами жертвы на себя
любимого в последние мгновения ее существования. Интересное
переживание: беспомощно наблюдать от первого лица, как здоровущая
кувалда летит на свидание с носом. Хрусь — и темнота.
Базисом
механики Siren является способность персонажей к Sightjack — смотреть
глазами другого существа, будь то союзник или ужасный монстр,
притаившийся на потолке. Собственно, именно поэтому игра — это не
бродилка по лабиринтам с решением абстрактных головоломок, а чуть ли не
шпионский боевик. Только вместо охранников тут выступают бессмертные
зомби, циклично прочесывающие территорию, механически выполняющие свои
повседневные обязанности. Отвлечь, спрятаться, прокрасться со спины и
вырубить мощным ударом, подставить ловушку, скинуть со второго этажа
что-нибудь увесистое на голову — наши герои предпочитаю выживать именно
так.
В
качестве врагов здесь выступают не совсем классические зомби.
Разработчики из Японии предпочитают называть их шибито (Shibito) —
существа полудемнической природы, сохранившие часть своего сознания,
умеющие пользоваться оружием (любым, хоть холодным, хоть
огнестрельным), больше похожие на насекомых по повадкам (среди них,
кстати, попадаются и летающие с крыльями из головы, и ползающие по
стенам с перекрученными суставами). И подчиняются они
одному-единственному шибито (Brain Shibito). Если того вырубить, то все
остальные на локации просто отключаются.
Sightjack позволяет
изучить маршруты зомби, нащупать «слепые» зоны и быстро-быстро
перебегать от одного безопасного места к другому. Также с его помощью
приходится решать небольшие задачи, искать потерявшихся союзников и
боссов — что имеет огромное значение, поскольку некоторые из них
обожают играть в прятки.
Герои также умеют предугадывать
приближение монстров. Раздается гулкое сердцебиение, контроллер
(DualShock 3) в руках начинает в такт подрагивать, а если их заметили,
то с той стороны экрана картинку засвечивает, и Sightjack срабатывает
принудительно, что позволяет вовремя среагировать, развернуться.
Однако
способность смотреть глазами монстров — это не только помощник в
прохождении. Это еще и мощный психологический элемент. Мы наблюдаем на
мир глазами нелюдей, слышим их бормотание, камера раскачивается в такт
их ломаной, дерганной походке. Интересно наблюдать, как они
взаимодействуют друг с другом, какое нелепое существование ведут,
пытаясь повторять действия из своей повседневной, прошлой жизни.
Вкалывают на огороде, молотят о камни киркой, терпеливо сидят в
каморках и смотрят на мертвый экран телевизора. И тем более жутко во
время погони. Когда экран делится на две части, и мы видим действия
своего героя со стороны, когда до спины остается совсем немного, и к
ней тянуться скрюченные пальцы.
Помимо Sightjack и упора на
игру в прятки с монстрами, у Siren есть еще одна примечательная
особенность — подача истории. События разворачиваются в проклятой
деревеньке Хануда на удаленном острове Японии, где несколько лет назад
случилось необъяснимое, пропали все жители, и с тех пор мало кто хотел
провести отпуск в этом странном, страшном, обветшавшем месте. Однако
нашлись желающие. Американские журналисты прибыли сюда, чтобы провести
свое расследование, зачем-то притащили с собой маленькую девочку, а за
ними увязался студент, получивший до этого таинственное приглашение с
обещанием незабываемых каникул. Приходит ночь, и неожиданно
оказывается, что деревенька отнюдь не вымерла. Вот только местные любят
устраивать жертвоприношения и на нормальных людей похожи издали. Вблизи
же становится видна их грязная, рваная одежда, страшные раны и спекшая
кровь, покрывающая тела. Мало того, убить их нельзя, только остановить
на время. И они отнюдь не рады гостям.
История
подается сразу с нескольких ракурсов, от лица тех немногих кто пока еще
не присоединился к армии шибито-зомби (а доживут до рассвета лишь
немногие из участников событий). Всего у нас имеется 7 действующих лиц,
7 персонажей, чьей задачей становится простое выживание на свихнувшемся
клочке суши, окруженном со всех сторон багровым океаном, а с неба
падает милый кровавый дождик (как будто остров внезапно провалился в
иное измерение). Они пересекаются друг с другом, помогают, кто-то из
них сходит со сцены, чтобы в следующем эпизоде появиться в виде монстра.
Но
самое привлекательное, что все герои отличаются друг от друга, и если
вас занесет в деревеньку, которую до этого излазил вдоль и поперек один
из героев, то второго ждут совсем другие ощущения и испытания. Одно
дело — быть королем на обзорной башне, лениво постреливая из винтовки в
шибито. И другое — играть маленькой девочкой, для которой любое
столкновение с монстрами заканчивается смертью. И совсем весело, когда
условия меняются, приходится заботится не только о своей шкуре, но и
вести другого персонажа, пользуясь нехитрым набором из команд «стой»,
«идем», «прячься». А то и вовсе спасать идиота, который мечется среди
зомби, неспособный отличить союзника от врага.
Разнообразие —
вот конек Siren. Никогда вас не заставят выполнять одни и те же
действия, хоть цель миссии почти всегда и сводится к простому «пройти
из одной точки в другую». Условия и герои постоянно меняются.
Приходится искать оружие, придумывать способ, чтобы разобраться,
например, с шибито с винтовкой, или быстро уносить ноги от алчущей
толпы за спиной, стараясь не запутаться в тесных коридорах.
В
игровой механике Siren есть только три проблемы — линейность,
агрессивные подсказки, простота. Нас ведут за руку постоянно. На
удобной карте отмечаются цели, даются краткие пояснения, остается лишь
их добросовестно выполнять. Когда в руки героев попадает оружие, враги
становятся не более, чем назойливой помехой. Вырубить их очень просто,
а если поднимуться — еще раз тюкнем. Контрольные точки расставлены
близко друг от друга, из-за чего перестаешь беспокоиться за сохранность
жизни, и толика давящей атмосферы ужаса испаряется. Плюс, герои все
время бродят по одним и тем же локациям. Многие из них придется
посетить не два и не три раза.
Подача сюжета рваная.
Эстафетная палочка скачет от одного персонажа к другому, а сюжетные
ролики не спешат заполнять пробелы во времени. Нам не объясняют причин
случавшегося, просто заставляют решать текущие проблемы, изредка
стращая туманными проповедями и событиями.
Однако все не так
просто. Во время прохождения можно обнаружить до 50-ти улик, которые
помогут разобраться в этой запутанной истории, которая легко оперирует
пространством и временем. Это могут быть старинные книги, иллюстрации,
записи телефонных разговоров, обрывки дневников, письма. И через них
тусклая картина происходящего заполняется красками, проявляется и
становится четче для понимания. Вот только их надо найти. И для этого
вполне может понадобиться не одно прохождение.
Графически
Siren выглядит очень средне. HD-разрешение, динамические тени, приятные
световые эффекты, шейдерная водичка, сюрреалистическое небо и ладные
модели персонажей здесь соседствуют с объектами и текстурами, прямо
переехавшими из PS2-версии. Впрочем, подобной игре, где большая часть
событий происходит или ночью в кромешной тьме, или в плотном тумане,
обшарпанная, грязная обстановка только добавляет очков.
Там,
где не справляется графика, на помощь приходит анимация, мимика, физика
и актерская игра. Персонажи отлично прописаны, выступают в коротеньких
сценках без фальши, лишних сантиментов и напускной дрожи в коленках.
Шибито двигаются с противоестественной грацией марионеток, корчат рожи,
натурально падают на землю, сбитые пулей, и, если рана не была
смертельной, быстро поднимаются и продолжают свой бег.
Но
главное в игре такого плана — это звук. И здесь он пробирает до дрожи —
если у вас имеется в наличии хорошая, многоканальная аудиосистема,
конечно. Высокотехнологичный, сложный, состоящий из множества слоев.
Давящий, тяжелый амбиент не позволяет расслабиться. Стоны и крики
шибито скребут по нервам. И совсем интересно слушать ворчание зомби,
притаившись в шкафу и одновременно посматривая на мир его глазами —
учтено даже то, что собственный голос звучит всегда иначе, чем его
слышат другие люди.
DiagnosisДля поклонников японских
страшилок Siren Blood Curse — это отличная и, увы, пока единственная
возможность пощекотать собственные нервишки. Уникальная игровая
механика, необычная подача истории, 12-15 часов прохождения, вязкая
атмосфера кошмара — и удивительно низкая стоимость для такого крепкого
проекта.
Pro:
- Необычная игровая механика
- Возможность смотреть глазами любого другого существа
- Разнообразие игровых моментов
- Выдержанная, давящая атмосфера ужаса
- Великолепный, высокотехнологичный звук
- Отменная анимация и мимика персонажей
- Жестокие добивания с использованием десятков предметов
- Игра разбита на 12 частей, которые можно скачивать и играть отдельно
- Низкая стоимость для такого длинного и крепкого проекта
Contra:
- Многие объекты и текстуры перешли из PS2-версии игры без изменений
- Назойливые подсказки
- Линейность прохождения
- Простота прохождения из-за близко расставленных контрольных точек
Источник: http://www.gametech.ru/cgi-bin/show.pl?option=review&id=369 |