Хорошо ходить по музеям. Бережно прикасаться
к видавшим виды экспонатам. Вдыхать тяжёлую пыль, накопившуюся за
долгие годы прозябания в зале славы. И думать, пуская скупую слезу:
«Да, были времена». Теперь же, благодаря прогрессу и пустоте в
кошельках издателей, сами экспонаты ездят к нам домой. Правда, нужны
они далеко не каждому. Игроки скептически поглядывают на подобные
ремейки, предпочитая более современные и разнообразные игры. Но Square
Enix не желает униматься и радостно штампует билеты в наше счастливое
детство. Сегодняшний экспонат – Final Fantasy 4 – даже не успел
покрыться пылью после релиза на Game Boy Advance. Так затаскали
беднягу, что удивлять уже и не кого. И всё же Square не сдаётся:
сюрпризы и нововведения даже здесь нашли своё место.
Исправленный
сценарий, полный интриг и неожиданностей, явно не входит в их число.
Старая история о мятежном рыцаре Сесиле осталась наивной,
сентиментальной и – надо отдать должное – чувственной. Эдакая сказка
для взрослых, чьи сердца ещё не тронулись инеем скептицизма. Сценарист
нащупал верный путь: избавился от безликих персонажей третьей части и
подарил необычному миру весьма характерных героев. Монах Янг, воин
чести, женатый на женщине, чьи проявления любви могут серьёзно
покалечить. Бард Эдвард, выросший из трусливого мальца в настоящего
мужчину. Заносчивый ниндзя Эдж, с трудом справляющийся со своей
гордыней... Перед игроком предстаёт целый набор архетипов, кочующих из
одной игры в другую. Хотите – кривите нос, хотите – изучайте и
конспектируйте.
Новый
подход к сочинительству не ограничивает список заслуг. Final Fantasy 4
– дважды первопроходец. Именно в этой игре появилась Active Time Battle
– система боя, ставшая незыблемым каноном для японских ролевых игр.
Долой часовые раздумья и монотонную походовость – теперь в моде
нетерпеливое сопение над заполняющейся временной шкалой и судорожный
выбор команд в режиме реального времени. Такой подход не только добавил
динамики однообразным по сути сражениям, но и позволил ввести в обиход
скоростные характеристики. Тут как тут новые тактические приёмы:
замедление недругов, ускорение напарников. В результате здешние битвы и
сейчас смотрятся довольно свежо. Конечно, если вы еще не успели одолеть
четвёртую Фантазию пару десятков раз.
Ох и несладко придётся
ветеранам. Проливая ностальгические слёзы, они будут колесить по
вызубренным маршрутам, резать до боли знакомых монстров и механически
шарить по секретным закоулкам в поисках сокровищ. Случайные битвы всё
так же навязчивы и неизбежны, а мир – полон надкушенных загадок и
знакомых пещер. Разве что боссы продолжают радовать своей
изобретательностью. Каждое сражение с ними – хитрая головоломка,
требующая не только высокий уровень персонажей, но и определённую
тактику сражения. Римейк не старается изменить классическую основу –
почти идеальное полотно остаётся нетронутым. Лишь пару аккуратных
мазков необходимы, чтобы освежить и осовременить его
Первый
штрих – трёхмерное оформление. Разноцветные пиксельные кляксы набухли,
обрядились в полигоны и обзавелись аккуратной анимацией. Симпатичные
модельки выглядят как минимум не стыдно, а обновлённым интерьерам и
вовсе не дашь их заслуженные 17 лет. Только плоские пейзажи глобальной
карты напоминают о былых временах. К счастью, переход на трёхмерные
колёса не испортил дизайн персонажей. Милые карапузы, щеголявшие в
каждом проекте от Square на DS, были заблаговременно упразднены. Вместо
них на арену вышли условно повзрослевшие персонажи с повадками
настоящих героев.
Второе
коренное изменение серьёзно затрагивает ролевую систему. Базовая
механика не изменилась: рост параметров и появление новых заклинаний
предопределены заранее. Однако работа с умениями теперь частично лежит
на плечах игрока. Потеряли сопартийца? Одолели очередного злобного
босса? Приготовьтесь к поискам Augments, хранящих в себе умения
поверженных героев. Найдёте пару таких - и воины научатся
контратаковать и забудут про пенальти при атаке из тыла, а маги смогут
колдовать дважды за один ход и в полтора раза увеличат запасы маны.
Богатство выбора Augments осложняет формирование партии: выбрать
идеального реципиента для новой способности не так-то и просто.
Не
менее удивителен тот факт, что в Final Fantasy 4 появился свой
тамагочи. Зовут его Whyt, и воспитание малыша полностью лежит на плечах
партии. Первым делом нарисуем ему мордочку. Соберём для него идеальный
набор умений из тех, что доступны сопартийцам. Натренируем создание в
заезженных мини-играх на счёт и ритм. А после – выпустим в онлайн для
сражения с себе подобными. Агрессивное существо ещё и в боях вызывать
можно. Правда, пользы от малыша почти никакой – один бесполезный расход
маны. Тогда зачем сюсюкаться с Whyt? Непонятно. Ведь притянутый за уши
онлайновый режим не оправдывает инородность данного субъекта.
Разнообразие – это, разумеется, хорошо, однако во имя него не должна
страдать цельность игры. В деле создания римейков это особенно важно.
Итого
в мешке сюрпризов осталась одна лишь мелочёвка. Любители картографии
могут избороздить все подземелья вдоль и поперёк и получить за это
ценные бонусы. Меломаны легко могут прослушать любимые треки, просто
схлопнув DS, а местный кинотеатр запросто покажет все ролики на движке
игры. Правда, доступ в злачные места находится далеко не в главном меню
– приходится искать. Фанаты выполнения миссий получат целую линию
важных заданий, которая приведёт их к новым сокровищам. Воинственные
личности получат возможность порешить новых боссов – правда, после
однократного прохождения игры. Лентяи могут задать поведение для
каждого персонажа и отдать битвы на откуп автоматике. Но больше всего
радуются казуальные игроки, с опаской глядящие на римейки непростых
игр. Final Fantasy 4 для DS гораздо проще своих предшественниц. Хитрые
Augments оказались палкой о двух концах: разнообразие прокачки они
совместили с невероятным упрощением боёв. Хитрые боссы просто не знают,
что делать с новыми партиями героев, а умения позволяют покончить со
сражением за считанные секунды. Главное – выработать нехитрую
стратегию, и победа будет сокрушительной.
DiagnosisОчередное
погружение в классику ролевых игр получилось весьма непривычным. Новый
трёхмерный движок и старый, канонический дизайн локаций; заслуженная
боевая система и Augments, серьёзно упрощающие сражения; целый ворох
новых секретов и совершенно бесполезный тамагочи Whyt. Испортить
классический каркас подобные мелочи не способны – сказочная атмосфера и
сложная боевая система покрывают все убытки. Людям, впервые засевшим за
Final Fantasy 4, это будет достаточно. Ветераны легко заметят иное:
мир, который возродила трёхмерная красота, легко оказывается подпорчен
неуместной простотой.
Pro:
- Классическая атмосфера и боевая система Final Fantasy 4 остались нетронутыми
- Красивое трёхмерное оформление
- Новые миссии, боссы и вещи
- Музыка, проверенная временем
Contra:
- Неуместный тамагочи Whyt
- Упрощение игрового процесса
Источник: http://www.gametech.ru/cgi-bin/show.pl?option=review&id=367 |