Чаще всего его называют «отцом PlayStation»,
признавая его заслугу в разработке и запуске семейства этих игровых
систем. Мало кто представляет, в каком тяжелом противостоянии с
бюрократией японской корпорации рождались его «детища». Кен Кутараги
неоднократно бросался защищать свои идеи, заставлял прислушаться к себе
и впоследствии побеждал сомневающихся оппонентов рекордными для
игрового бизнеса цифрами. «Самурай бизнеса» или «самурай Sony» – так
прозвали Кутараги коллеги и конкуренты за яростное поведение на
переговорах любого уровня. «Crazy Кен» - подшучивали журналисты над его
неоднозначными высказываниями и над спорными технологическими
решениями. Каждое прозвище в равной степени отражает лишь одну грань
характера этого замечательного человека, которому 8 августа 2008 года
исполняется 58 лет. Дата некруглая, но именно сейчас его последнее
детище – PlayStation 3 – уверенно набирает популярность, вопреки всем
недоброжелательным прогнозам, что само по себе является отличным
подарком. Игровой портал GAMETECH поздравляет Кена Кутараги с днем
рождения и желает ему крепкого здоровья.
Талант паренька из
Токио впервые проявился на маленькой семейной типографии – школьник
быстрее других рабочих вникнул в устройство механизмов, легко овладел
навыками ремонта и даже стал чуточку совершенствовать чужие инженерные
решения. Круглый отличник без проблем поступил в национальный Токийский
университет связи и технологий (Denki Tsushin University) – колыбель
японской инженерной мысли. После окончания вуза талантливый студент мог
выбрать любое место работы, но предпочел компанию Sony, где увидел
больше перспектив для карьерного роста и развития собственных идей.
Участие в первых проектах – разработка первых жидкокристаллических
экранов и цифровых камер – принесло Кутараги славу инноватора и
завзятого спорщика, привыкшего не обсуждать, но критиковать чужое
мнение.
В игровую индустрию Кутараги пришел случайно. Пиликанье игровой приставки NES,
на которой играла его дочь, раздражало слух 38 летнего инженера.
Несовершенство и навело Кутараги на мысль – подарить игровым системам
музыкальность и кристально чистый звук. Прямо на рабочем месте в
свободное от основных обязанностей время он разбирается с «начинкой»
NES и разрабатывает инновационный звуковой процессор SPC700. Незадолго
до окончания всех тестов об этом «хобби» узнало непосредственное
начальство. Разразился скандал, и Кутараги пришлось держать ответ –
нарушение суровых корпоративных правил грозило увольнением и «волчьим
билетом». Только решение президента Sony – Норио Ога (Norio Ohga) –
сохранило работу нарушителю трудовой дисциплины. Говорят, босс Sony
увидел в инженере самого себя (Норио попал в компанию после серии
писем, с критикой качества звукозаписывающих магнитных лент) и поэтому
взял под свою защиту. Правда, все права на изобретение отошли компании.
Кутараги оставили в покое, а новинку предложили Nintendo, занятой
разработкой новой приставки Super NES или Super Nintendo.
NintendoИстория
взаимоотношений большой N и Sony интересна, но поучительна. Звуковой
процессор, разработанный инженером Sony для Super Nintendo в 1988, был
выше всяких похвал. Кутараги отметили, как очень перспективного
сотрудника (руководство Nintendo до сих пор желает его видеть в своей
компании). От поставок комплектующих партнерство решили расширить –
сначала добавить приставке Super Nintendo дополнительное устройство –
SNES-CD, а чуть позже запустить в продажу игровую систему нового
поколения под названием… Play Station (да-да, первое название еще
состояло из двух раздельных слов). Для каждой стороны выгода была
очевидна. Sony предлагает готовые технологические решения в области
обработки видео и звука, а также новых носителей информации (CD).
Nintendo – предоставляет раскрученный бренд, открывает двери к
внушительной пользовательской базе и десяткам компаний разработчиков.
Увы, но вместо безоблачного будущего дальше начались проблемы,
завершившиеся знаменитым скандалом на выставке Consumer Electronics
Show (CES) в июне 1991.
Все
дело в контракте по новой приставке, согласно которому оба партнера не
только отвечали за «свои» направления работы, но и становились
независимыми друг от друга издателями, поделившими сферы влияния по
физическим носителям информации. Nintendo остался рынок картриджей, где
компания всегда была жестким монополистом, а Sony продвигала CD-диски.
Хитрость была в том, что при смене носителя юридические права на многие
бренды автоматически «переезжали» к другому партнеру. Президент
Nintendo Хироши Ямаучи (Hiroshi Yamauchi) всегда отличался потрясающей
интуицией и понимал, что при очевидном успехе CD-дисков большая N может
остаться без армии персонажей и львиной доли разработчиков. Контракт
расторгли, Nintendo поменяла партнера на Philips, а дизайн невыпущенной
приставки Nintendo использовала для спутникового модема Satellaview для
консоли SNES.
Отсюда
и начинается звездный путь Кена Кутараги и его детища – PlayStation,
которая появилась вместо чудовищного гибрида SNES-CD. В течение
нескольких месяцев совет директоров Sony внимательно изучает готовые
наработки и приходит к пессимистичному выводу – своих сил на запуск
самостоятельной приставки у компании нет. С этим категорически не
соглашается Кутараги, ответственный за техническую часть сотрудничества
с Nintendo. Пылкие выступления во время накаленных дискуссий поссорили
его с большей частью руководства. Только заступничество давнего друга –
Норио Ога (Norio Ohga) спасает Кена от увольнения. Мало того,
единолично и вопреки мнению большинства Кутараги дается полный
карт-бланш на создание и разработку новой приставки. Несложно
догадаться, что к такому решению привела личная обида на Nintendo и
вера в талант сотрудников, а не прогнозируемая финансовая выгода.
А
вероломный партнер не собирался оставлять Sony в покое. Парадоксально,
но права на название PlayStation и первоначальный концепт дизайна
остались у Nintendo. Только к концу 1992 года, после серии судебных
разбирательств, стороны достигли компромисса. Sony получила назад
удачное название приставки, но взамен компания обещала отдавать большую
часть прибыли от реализации портированных с Super Nintendo игр.
Собственно, никто и не собирался этим заниматься – количество
произведенных приставок равнялось двум сотням, а у Кутараги уже
накопилось несколько идей по модернизации первоначального варианта.
PlayStation 16
ноября 1993 в корпорации Sony создается новое самостоятельное
подразделение – Sony Computer Entertainment Inc, где готовится «оружие
возмездия». Разработка консоли оказалась весьма дорогостоящей –
Кутараги вбухал в проект 564 миллиона долларов – от расправы совета
директоров спасал только авторитет президента и главного управляющего
Норио Ога. В конце-концов, несмотря на протесты Кена, руководство
удешевило ряд комплектующих, что сказалось на качестве первых партий
PlayStation. Пользователи столкнулись с частой поломкой CD привода:
лазерная головка не была надежно изолирована от блока питания, а
дешевый пластик практически не защищал важную деталь от перегрева.
Проблему устранили только к запуску консоли в США.
SCEI
выводит PlayStation на японский рынок 3 декабря 1994, а в США и Европе
премьера консоли состоялась только в сентябре 1995. Для западного
покупателя развлекательный игровой центр стоил 299 долларов.
Технологически
консоль немного превосходила своего ближайшего конкурента – Sega Saturn
и обладала сильной стартовой линейкой игр. К выходу более мощной
Nintendo 64 схватка этой пары за покупателя практически завершилась, а
PlayStation заняла основное место на рынке, откуда ее не смогли
потеснить конкуренты.
Название консоли | Nintendo 64 | Sega Saturn | PlayStation | Дата выхода в Японии | 23 июня 1996 | 22 ноября 1994 | 3 декабря 1994 | Дата выхода в США | 29 сентября 1996 | 11 мая 1995 | 9 сентября 1995 | Стоимость в США | 199 | 399 | 299 | Процесор | 93,75 МГц | Два по 28,63 МГц | 33,8 МГц | Оперативная память | 4,5 Мб | 2 Мб | 3,5 Мб | Видеопроцессор | 62,5 МГц | 7,15 MГц в NTSC и 6,7 МГц PAL | Встроен в основной (66 MIPS) | Разрешение картинки | 640x480 | 320х240 | 640x480 | Суммарный тираж проданных игр (млн.) | 224,97 | < 50 | 962 | Суммарные продажи консоли (млн.) | 32,93 | 17 | 102,49 |
В
течение первого года после запуска выходит добрая десятка отличных игр:
Ridge Racer, Tekken, Rayman, Wipeout, Ace Combat, Twisted Metal,
Warhawk, Battle Arena Toshinden (1-2), Suikoden. Во время американского
и европейского запуска подтягиваются порты популярных игр c PC: Diablo,
Doom, Descent, X-COM: UFO Defense, 3D Lemmings, Theme Park, Worms,
Discworld.
Вторая
волна хитов и кроссплаформенных игр обрушилась на покупателя в
противовес выходу Nintendo 64: Persona, Tekken 2, Vandal Hearts,
Resident Evil, Wild Arms, Parappa The Rapper, Bust-A-Move 2, Alone in
the Dark 2, Devil's Deception, SimCity 2000, Blood Omen: Legacy of
Kain, Tomb Raider, Warhammer: Shadow of the Horned Rat, Broken Sword:
The Shadow of the Templars, Need for Speed, Command & Conquer.
Впереди
игроков ожидало пиршество 1997 и 1998 годов, когда сначала в Японии, а
затем на западе появились: Final Fantasy VII, Final Fantasy Tactics,
Armored Core, SaGa Frontier, Oddworld: Abe's Oddysee, Tactics Ogre,
Gran Turismo, Tales of Destiny, Xenogears, Castlevania: Symphony of the
Night, Bushido Blade 1-2, Star Ocean: The Second Story, Tekken 3, Metal
Gear Solid, MediEvil. Торопились на успешную платформу и портированные
версии PC-игр – Tomb Raider 2-3, Descent 2, Duke Nukem: Total Meltdown,
Broken Sword 2: The Smoking Mirror, Warhammer: Dark Omen. PlayStation
оккупировала не только нишу консольных игр, но и перетянуло к себе
часть PC-игроков.
На
20 июля 2008 года продажи PlayStation составили 102,49 млн., количество
оригинальных игр (включая специальные издания) едва не превысило планку
в 10000 тайтлов, а суммарное количество проданных копий остановилось на
рекордной отметке в 962 миллиона!
Этому успеху поспособствовал
не только инженерный талант и ораторские способности Кутараги.
Во-первых, больше не было монопольной политики издателя для своей
игровой платформы – остался только контроль качества релизов.
Во-вторых, смену носителя ожидали десятки компаний разработчиков,
ориентировавших свои новые продукты под CD-формат, а производство
цифрового носителя было ниже чуть ли не в десять раз (3-4 доллара стоил
картридж и 30-40 центов CD-диск). В третьих, новое поколение игроков
предпочитало агрессивные боевики, драки-файтинги, умопомрачительные
гонки, скоростные приключения и потрясающе искренние японские ролевые
игры – и все это было на PlayStation. Не последнюю роль сыграли и
рекламные кампании, регулярно подогревавшие интерес публики к новым
продуктам и играм. Аналитики считают, что продажи подстегнул и
DualShock – новый контроллер, который представили в мае 1998 года.
Интуитивное управление стиками и встроенные вибромоторы быстро
погружали игроков в игровой процесс. К слову, конкуренты опередили
Sony: контроллеры Nintendo 64 изначально использовали инновационную
технологию, а Sega выпустила специальный джойпад на два года раньше –
осенью 1996.
Успех
на рынке домашних игровых систем и феноменальные результаты конкурента
с Nintendo Game Boy, подтолкнули Sony к изучению рынка карманных
консолей. Осторожно, только в Японии в конце 1998 была выпущена в
продажу PocketStation – пока не самостоятельная приставка, но
любопытный аксессуар, расширявший и дополнявший возможности некоторых
игр.
Сильные
позиции Nintendo и подготовка к запуску PS2 заставили сосредоточить все
внимание и ресурсы компании только на рынке домашних консолей. К
разработке карманной приставки вернулись только в конце 2001, а анонс
разработки PlayStation Portable состоялся лишь спустя два года.
PlayStation 2Рекордные
продажи и перспективы еще большей прибыли открыли для Кутараги
фантастический бюджет – 2,5 миллиарда долларов ушло на создание новой
приставки. Никаких проблем с финансированием не было: феноменальный
успех предыдущей разработки заставил многих сотрудников серьезно
задуматься. Кутараги прочили место президента и главного управляющего
компании Sony, но трон достался Nobuyuki Idei – серьезному финансисту,
ранее занимавшего директорские посты в General Motors и Nestle. Выбор
Норио Ога был обусловлен необходимостью реформ в компании Sony, своему
же любимцу он гарантировала абсолютную неприкосновенность на время
запуска PlayStation 2.
Старт
новой консоли от Sony был окутан плотным вниманием бизнесменов,
правительства, прессы и орды фанатов. В Японии в первые дни продаж 4 и
5 марта 2000 было продано 980 тысяч приставок. Перекупщики на
онлайн-аукционах довели цену на новинку до 1200 долларов, что вчетверо
превышало начальную цену, но все приобретения вывозились контрабандным
путем – японское правительство ввело эмбарго на поставки PlayStation 2
за пределы страны Восходящего Солнца. Законопослушным игрокам пришлось
ждать до конца октября – 26.10.2000 состоялась премьера в США, а еще
через месяц – в Европе и Австралии.
Новая приставка не только
дарила радость встречи с десятками новых и старых игр. Технологическая
начинка и эксперименты с комплектацией позволяют увидеть в PlayStation
2 прообраз PlayStation 3: начиная с замысловатой архитектуры процессора
Emotion Engine и нового формата – DVD, и заканчивая дополнительным
сетевым адаптером для многопользовательской игры, жестким диском и
подключаемой клавиатурой. Особенно четко видна реакция окружающих.
Разработчики в унисон кричали о сложности и дороговизне разработки под
новый процессор, издатели сомневались в успешности DVD, сетевые
возможности для консольных игроков вообще вызывали искренний хохот у
владельцев ПК.
Краткие технические данные PlayStation 2 | Процессор | Emotion Engine – 128-bit, 300 МГц | Оперативная память | 32 Мб | Видео | 4 Мб памяти, обработка 66 млн. полигонов в секунду, 16777216 цветов, разрешение картинки – от 256х224 до 1280х1024 | Звук | Dolby, DTS |
Цена
в 299 долларов США на новую приставку была аналогична первой
PlayStation или PSOne, для которой Sony провела ребрендинг старого
названия, чтобы не мешать PS2 занимать свое место на рынке и в головах
покупателей. За 5 лет и 9 месяцев был побит предыдущий рекорд продаж
100 миллионов, на 30 апреля 2008 PS2 перешагнула планку в 140 миллионов
консолей, а суммарный тираж игр превысил 1 миллиард 240 миллионов
копий! Вложенные 2,5 миллиарда в разработку возвращались фантастической
прибылью. Игровое подразделение приносило от 3 до 9 миллиардов долларов
в год. Оглушительный успех – эпитет слишком бледный для
отражения судьбы Кутараги. В 2003 его назначают вице-президентом и
главным исполнительным директором Sony, президентом SCEI. Кутараги
также доверялся контроль за разработкой новой бытовой техники. От
быстрого взлета у Кена просто сорвало башню – большой начальник
начинает критиковать своих коллег и политику корпорации. Руководство
стойко терпело финансовые издержки от разработки PS3 (слухи и аналитики
называют совершенно разные суммы от 4 до 10 миллиардов) и публичные
демарши 2004 и 2005 года – Кутараги открыто восхищается конкурентами из
Apple, запустивших iPod и сервис iTunes, а также хвалит серию мониторов
и телевизоров от Samsung. В своем «огороде» Кен делал еще более
сумасшедшие заявления – смеялся над Xbox и Xbox 360, едва сдерживал
себя в цензурных рамках относительно Wii, ну, и все мы помним его
гипнотические заявления, что 600 долларов за PlayStation 3 – это
недорого.
Терпение
лопнуло после 1 декабря 2006 года, когда Кутараги, наконец-то запустил
продажи игровой системы PlayStation 3 (подробнее о консоли – в нашей обзорной статье).
Под давлением руководства он ушел в отставку со всех своих постов,
передав дела в Sony Computer Entertainment Казуо Хираи (Kazuo Hirai).
Спустя полгода за заслуги перед компанией Кутараги назначили на
должность почетного председателя (Honorary Chairman).
Analysis Человек-легенда
вел свою корпорацию к успеху без страха банкротства, как самурай,
бескомпромиссно ищущий смерти на поле боя. Кутараги есть, чем гордится
и что вспомнить: яростный накал судьбоносных совещаний, смелые
технологические решения и запуск трех домашних игровых систем. Накал
пиар-борьбы, слабость позиций последней PlayStation на запуске,
обоснованная критика и субъективные демарши фанатов, внутренняя борьба
за влияние в компании и собственная несдержанность – «отец» просто
устал от всего этого и отдалился для спокойного созерцания.
Источник: http://www.gametech.ru/cgi-bin/show.pl?option=article&id=97 |